Реклама

Когда то это была тихая и мирная ОКА.... до тех пор, пока она не попала в руки Вована. Он превратил ее в монстра бездорожья и не намерен на этом останавливаться.

ОКА - Камаз

 

 

История постройки этой машинки еще не закончена, описание ее будет дано в хронологическом порядке, так как это изложено автором на нашем форуме.

Начало. Почему КАМАЗ?

Все просто, это на самом деле КАМАЗ Камаз

Донора купил в мае, потихоньку разобрал, подготовил задние и передние колеса(впереди диски 15" с посадкой 110 мм-пришлось поколдовать),откапиталил двигатель,подкупил всякое железо, а в июне Виталич(мой шеф) дал мне 2 недели отпуска. Т.е. подготовка 1,5 месяца, резка, сварка, конструирование, сборка - 2 недели. Дальнейшая доводка думаю до конца лета по выходным на даче. Всей этой истории предшевствовало полгода в нете, гигабайты информации, чертежи, картинки, фоты,статьи в том числе и с этого сайта. А вобщем руки чесались лет 10-15.

Машинка точно не для гонок (хотя учитывая вес аппарата динамика точно не отстойная). Строил для движухи вкруг деревеньки где находится дача. В эти выходные привез из города для доводки ну и эксплуатации. Что касается монопривода: загруженая ведущая ось(передок пустой: от земли отрываю в одного)+злой протектор=прет и по говнам. Первые тесты показали что Камаз идет там где на Чирке я и пробовать не думал.


Не совсем еще везде едет. Для суровой грязи нужна другая ГП (сейчас стоит 4.54). Ищу 5.1 - такую ставил Кравтос, либо мастеров кто возметься изготовить.

По поводу другого двига : был против сразу - не хотел усложнять и утяжелять конструкцию. Родной откапиталил и поколдовал с карбышем - везет. По поводу низового вала вкурсе, но
1. в автомагазинах когда я про него спрашивал на меня смотрели с " изумлением";
2. лучше истрачу деньги на ГП.

На ходу. Первые испытания

За пару выходных удалось сделать немного: в основном провозился с передней подвеской перебрал "стойки"- сделал регулируемый преднатяг пружин и переварил точки крепления к рычагам, "закрыл" дверные проемы. А в основном катались с друзьями по окресностям(желающих собралось не мало - съехались аж на пяти машинах). Решил выложить несколько фоток первые испытания КАМАЗА

кто садился за руль старался загнать камаз в "безвыходное" положение были рвы, канавы, холмы, первый прокол колеса, а на другой день реальное болото, а затем мойка. Всем понравилось неописуемо.
Вновь почитал за низовые валы и снова задумался...
ГП нашел в зеленограде, но еще не выкупил - будет готова в конце недели. Приятно было встретить на форуме знакомую девушку - свою дочь. Вот Оля выкупишь мне железку, бери отпуск и приезжай кататься.

 

 

Первые испытания КАМАЗА

 

Превращение в монстра.

Первые испытания показали, что машинка хоть и обладает превосходной проходимостью, посадить ее все таки можно.

И возникла идея использовать бортовые колесные редуктора. Цепные.

Согласен - с цепью может выйти гемор, если попадет не качественная, поэтому взял полностью заводской комплект от ижа. Расчет такой: ижак 200 кг., боковой прицеп 200 кг. см: http://www.izhmoto.ru/production/road_motorcycles/jupiter Три седока 200 кг. Итого 600 кг. Ездит годами и никуя. Камаз с двумя седоками чуть тяжелее, но цепи будет две и работать они будут в масленном картере без "шуму и пыли". За шестеренки думал, даже купил комплект. Можно обойтись и без разворота агрегата например бортовые от уаза (внутреннее зацепление), или используя паразитку. Прикидки бортового редуктора
Но решил все таки цепи - токарю жизнь легче, да и координатка при изготовлении корпуса не нужна - цепь простит косяки с межосевыми расстояниями валов. А подтягивать я ее не планирую слишком коротка, только менять ну скажем раз в год. Впрочем время покажет.

Шлицы в куске штатной ступицы, вновь нарезаные шлицы под звезду там-же (шлицы режутся на допотопном фрезерном поэтому очень долго). Буду доделывать и пробовать. Осталось немного если аврала на работе не будет к концу следующей недели доделаю. В выходные соберу на машинке, поезжу - отчитаюсь. Если будет хреново признаю что промахнулся и тогда буду переделывать под другой комплект, а так не доделамши бросить и начать другое это не про меня.

Корпус бортового редуктора

 

 

 

Опять же сам себя успакаиваю: стандартная ижевская 104 звена. Износ втулок и осей - зазоры набегают на такой длине - "вытянулась". У меня получилось 30 звеньев. Т.е. будет "вытягиваться" в 3.5 раза медленее, опять же масло (износ меньше). Причина "вытягивания" только износ ведь не тряпка же она и не резина. Или я ошибаюсь?

 
 
 
Подбирая звезды уделил особое внимание компактности, ведь редуктор требуется разместить внутри 14" колеса. Сегодня примерил перед окончательной сборкой-сваркой. Все вошло тютелька в тютельку даже тормоза. Правда суппорт "переехал" подальше от оси колеса. Прийдется перейти на девятый тормозной диск - он большего диаметра чем окошный. Насчет расчета редуктора скажу так: это был мой первый курсовой по сопромату 20 лет назад. А после института КБ ОГМ машиностроительного завода - многое что пришлось посчитать. А потом инженеры стали ненужны потому что стали нужны челноки, комерсы и братки. Ну и я себя гдето нашел. А сопромат конечно забылся напрочь. Бортовой редуктор в сборе
Процедура смена цепи: снимаю колесо (4 гайки), в сборе тормозная скоба, суппорт, колодки, диск (все вместе 2 болта), крышка редуктора (10 болтов по кругу), отваливаю крышку, снимаю звезды со шлицов, изношеную цепь в мусорку, новую (заранее приготовленую) на звезды и все в обратном порядке + залить пол стакана масла. На все про все с пивом и перекурами, вдумчиво с осмотром деталей и окресностей час. Ну и второе колесо час. Иногда можно. Вот если в пути тогда быстрее (дождь, снег, комары, медведи и прочие неудобства).

 

 

Инфа для тех кто надумает повторить: только корпус (без начинки - без подшипников, валов, распорных втулок, звезд и цепур), только одного редуктора состоит из шестидесяти деталей. Из них готовых только десять - болты. Остальное - токарка, слесарка. Очень трудоемко. Ну может у кого получится проще если например корпус делать не сварной а литой.

Готовые бортовые редуктора

 

 

 

Результат таков: 12 кг +- погрешность весов, клиренс 35 см. (для сравнения УАЗ на военых мостах 30 см), по задней колее расширился по 5 см. на сторону что приблизило Камаз к обычной проселочной калее, выпил 8 бутылок пива.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проходимец.

Бортовой редуктор в работе

Привода подошли без проблем. Катался два дня до опупения. Появилась реальная тяга на колесах. На ровном и сухом трогаться можно со второй. Четвертая просится после 35-40 и уверено везет. До установки редукторов не включал совсем. Разгонял до 70 по навигатору (около 80 по спидометру), на слух около 4000 об/мин. Можно и быстрее но на проселке не хочется. В болоте везет внатяг легко (на ролике есть картинка пройденного участка кто в болоте на технике бывал - поймет). В заключение: коекто скажет что это не профессиональный продукт, но я думаю что имеющий право на жизнь.

После установки

Блин насчет веса самому интересно, но взвешивать на напольных весах проблемно: надо разбирать все на фрагменты. А если серьезно то 645 кг. http://www.avtoportal.ru/models/mod555_%C2%C0%C7_1111__.html минус двери, ненужные сиденья, обивки, утеплители, отопители, стекла и прочая "гражданская" ботва примерно 100 - 120 кг. Минус задняя балка, фрагмент пола куда она крепилась (довольно тяжелый), брызговики и чашки под капотом думаю кг. 60 - 70. Осталось примерно 480. Плюсом пойдет труба на "раму" и рычаги 40 кг. Редуктора 25 кг. "Потяжелевшие" колеса 20 кг. Лопата, топор, домкрат, ASUS 535, гаечные ключи, запаска 15 кг. Итог примерно 570 - 580 кг. Все это "на глазок" +- Мощность стоковая, максималку на проселке не развивал - это к гонцикам. Редуктора буду "трепанировать" только весной (надеюсь) раньше не понадобится. Отчитаюсь обязательно. Испытания прокачанного Камаза

Не: распорки, доп. движки и агрегаты это лишние кг. Я против. С самого начала стройки боролся с лишним весом. Например когда взял в руки передний супорт и торм. диск от таза подумал нифига себе гантель. Диск - токарю. Обточены все плоскости, уменьшен диаметр, просверлен. Супорт обстрогал болгаркой со всех сторон как папа Карло полено. Спецально не взвешивал но думаю весь узел стал легче примерно вдвое. И так подходил ко всем деталям, но без фонатизма конечно не в ущерб прочности. По той же причине на машинке нет кунгуринов люстр и прочих утяжелителей. Планирую только лебедку. Ну и всегда с собой топор, лопата, домкрат, навигатор, пистик и Lucky strike.

 

 

Облом

В воскресенье порвал. Добрался до компа и по чесноку как обещял докладываю: ПОРВАЛ. Лопнула ось в цепуре как срезало по середке. Причем в субботу лазал по таким говнам, что цвет машины было не разобрать от грязи на кузове. А порвалась цепочка на ровном прямом участке на второй вразгон. Редуктор вклинило и серьезно повредило два зуба на ведущей звезде - прийдется менять. Замена самой цепи не вызвала проблем: 30 минут в поле. Всеравно кисло. Что скажет уважаемый форум?

Цепь на нервах бросил на дороге но прежде осмотрел. Износа понятно небыло никакого пробег то невелик - выглядела как новенькая. А вот ось в месте перелома смотрелась "перекаленой" срез выглядел "зернистым". Втулки, пластины все красивое. Звезды на валах без перекосов (при сборке на шлицы садил тисами - хороший натяг + распорные втулки). Думаю всетаки цепь паленая. Сразу она мне не понравилась по упаковке уж больно нарядная была. Видимо и сталюга не та что надо к примеру углерод вместо чего-нибудь цементируемого ну и термообработка не по циркулю. Сегодня приобрел цепь не "мотоциклетную" а приводную промышленую. Выглядит не так красиво как предыдущая (вся в гавнолине каком-то), но есть надежда что выполнена по Госту. В выходные буду ставить, пробовать.

Следы порванной цепи

Сконвертил видео, решил показать как было дело. На видео опять-же плохо видно ланшафт поэтому поясню: заброшеный карьер, каменистый подьем примерно 50 м. градусов 35-45 местами. Доехали до середины. Пока шел внатяг Камаз уверенно "рыл". Как только задние колеса оторвались на бугре их в воздухе "раскрутило", а в момент соприкасновения с грунтом - удар в редуктор. Цепь накуй. Так что скорее не момент, которому Иваныч предлагает морду набить, а динамические они-же ударные нигрузки, для кот. вот и нужен запас прочности от 7 и выше про кот. упаминал Дима, а также пишут в учебниках для таких дурней и фом как я.
http://www.youtube.com/watch?v=v9p1E6m0WlY

И снова в бой

В выходные добрался. Японецкую цепь разрезал на мои куски и склепал без замков (замки слабое место). Когда разобрал правый редуктор выматерился - кусок оборваной цепи выломил зуб на ведомой. Решил собирать с беззубой звездой - пробовать то японецкие на прочность надо. Зимние испытания


Сначало двигался аккуратно потом разошолся и стал наглеть: трогался рывками, бросал сцепление, жестко буксовал в стылых калеях, съездил на карьер и легко поднялся в каменистый подъем где рвал промцепь, провел испытание скоростью (примерно 60-70 непрерывно км 5). Здавая назад послучайке остановился колесами в стылой глубокой колее поперек задние в одной траншее, передние в соседней. Вот тут пришлось порвать машинку ненашутку аж сам вспотел. Нагрузки на редуктор думаю были больше в разы чем летом в жиже. Короче цепи все выдержали даже с беззубой звездой. Замечу что цепь до меня была заебана мотоциклистом - сняли ее по причине критического износа. Вобщем зиму поезжу так а по весне куплю такую новую ну и понятно звезды. Если сломаюсь раньше сразу отпишусь. Да кстати пришлось поставить заднюю дверь т.к. на скорости весь снег из под колес в салоне, на движке и голове.

 

На скорости после 40 залепляет лобовик изнутри а также глаза и уш.

Ну и немного фоток. За развитием аппарата можно просмотреть на форуме в этой теме.

Первые покатушки Чистота - залог здоровья

Силовая конструкция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передняя подвеска

Колесики.. для ОКИ

Общий вид

Бортовой редуктор готов к установке

А весит он 10-12 кг

По местам трофи рейдов :)

Сильный..... но легкий....

Испытания японских цепей на прочность

Слегка застрял

 

 

 

Joomla Template - by Joomlage.com