Главное меню

    Размеры сальников

    При постройке багги или квадроцикла нередко используются самодельные валы, редуктора и прочие вращающиеся детали. Для предотвращения утечки смазки и служат сальники.

    Сальник

     

     

    Сальник - устаревшее название, сохранившееся с тех времен, когда место соединения вращающихся валов с корпусом уплотнялось пенькой, войлоком, фетром и т. п., смазанными салом. Ныне эти детали официально именуют так: "Манжеты резиновые, армированные для валов". Именно этот конкретный вид формованных резинотехнических изделий включен в обзор.

    Сальники, в отличие от подшипников, являются не стандартизованными, а нормализованными изделиями, то есть унифицированными для отрасли. Они изготовляются на специализированных предприятиях -заводах резинотехнических изделий (РТИ). Заказчиком и иногда разработчиком выступает конкретный машиностроительный завод.

    Проектируя новую машину, механизм, узел, конструктор подбирает по каталогу отрасли наиболее подходящий сальник. И поскольку агрегаты одного и того же назначения, рассчитанные на примерно одинаковые нагрузки, имеют одни и те же типоразмеры подшипников, то совпадают и диаметры валов, и посадочных гнезд для них, и, соответственно, сальники. На заводах РТИ применяют в основном два вида обозначений.

    Манжеты резиновые, армированные для валов. Например, 1-20х37-1, где 1 - тип манжеты (количество рабочих кромок); 20 -номинальный диаметр вала; 37 -наружный диаметр манжеты; 1 -группа резины. Манжеты резиновые для валов однокромочные из резины по ОСТ 110454-72. Например, 16х28х6, где 16 - номинальный диаметр вала; 28 - наружный диаметр; 6 - высота.

    Но очень часто маркировку на сальниках определяет завод-заказчик. Обычно это номер по каталогу запасных частей в соответствии с единой семизначной системой нумерации, по которому определяется модель автомобиля (например, для ЗАЗ-1102 - 1102-3401027), где впервые был применен данный сальник, и агрегат, на котором он установлен Иногда на сальнике могут быть указаны его геометрические размеры (например, 45,1х31,5х8,5), то есть вопреки всем нормам в данном случае цифра 31,5 означает не номинальный диаметр вала, а внутренний диаметр сальника в свободном состоянии (Именно это и нужно чаще всего учитывать, если вы видите маркировку с нецелыми числами ) В некоторых случаях на сальнике вообще может стоять, скажем, пятизначный номер по какой-то внутризаводской номенклатуре И обязательно должен быть (и почти всегда есть) фирменный знак завода РТИ (основные из них приведены в ЗР, 1992, No 12).

    Технические условия на "Манжеты резиновые, армированные для валов" изложены в ГОСТ 8752-79 Согласно им эти детали должны работать при температуре от -30 до +100°С, держать давление до 0,5 атм при скорости скольжения вала по рабочей кромке до 10 м/с Изготовляют армированные манжеты всегда из бензомасло-стойкой резины на основе синтетических каучуков СКН (бутадиеннитрильный) или СКФ (фторкаучук). Резина на основе последнего качественно выше, например, может работать при температурах до +200°С. Чаще всего такие сальники имеют коричневый цвет.

    В представленную здесь таблицу включены почти все сальники внутренним диаметром от 8 до 80 мм наиболее распространенных в нашей стране марок автомототехники Поскольку именно внутренний диаметр определяет возможную взаимозаменяемость, сальники расположены в порядке его возрастания. Внутренний диаметр - номинального размера, то есть обозначает диаметр вала. Свободный внутренний диаметр обычно на 1-4 мм меньше.

    Теперь о том, что такое условная взаимозаменяемость. По внутреннему размеру разница допустима в пределах 1 мм. При этом, если диаметр больше, чем нужно, сальник будет держать меньшее давление в герметизируемой полости, а если меньше, возможен быстрый износ рабочей кромки и даже термическое разрушение резины (в узлах с высокой частотой вращения вала). Если наружный диаметр меньше требуемого, наиболее простое решение при замене - выточить из металла переходное кольцо с учетом натягов при посадке в гнездо и при запрессовке сальника. Обратный вариант замены гораздо сложнее, ибо приходится растачивать гнездо в детали механизма под сальник большего диаметра. Высота (толщина) сальников, вообще говоря, параметр второстепенный, ибо при необходимости ее можно корректировать установкой дистанционных шайб. Почти абсолютно взаимозаменяемыми можно считать парные сальники, установленные "пакетом" один за другим, и сальники со спиральной рабочей кромкой, предназначенные для разных направлений вращения. Ну и, разумеется, надо учитывать, что установка однокромочного сальника вместо двухкромочного повышает вероятность потери герметичности.

    Также надо учитывать и качество изделий разных РТИ. Скажем, сальники Балаковского завода, идущие на ВАЗ, гораздо лучше стоящих на "Таврии" или на многих марках мотоциклов. Впрочем, ситуация в наше время может быстро меняться (например, какой-нибудь автозавод найдет поставщика на Западе).В заключение хотелось бы отметить универсальность предлагаемой таблицы. Она представит интерес не только для владельцев выпускаемых у нас автомобилей, но, может быть, в еще большей степени для владельцев иномарок, устаревших машин, для самодеятельных конструкторов разного рода механизмов и особенно для мотоциклистов, которые испытывают в наше время гораздо больший дефицит запчастей, чем автолюбители.

    размеры сальников

    Рисунок 1. Однокромочный и двухкромочный (справа)сальники.

     

    Размеры сальников наиболее часто применяемых в отчественной технике

    Размеры, мм

    Применяемость: марка, модель машины

    Место установки

    Обозначение по каталогу запчастей

    D d h
    16 8 7 М."Карпаты", "Дельта" Рычаг сцепления Ш50-1602040
    25,1 12 7 М."Урал" Педаль и рычаг КП 6204017
    26 13 8 ЗИЛ-4314 Ограничитель оборотов 130-1110994
    22,15 14,1 5 "Таврия" Рулевой вал 1102.3401027
    30 15 7 М. "Урал", "Днепр" Распредвал 72.01124; 6201124
    35 15 7 М. "Карпаты", "Дельта" Коленвал Ш50-1009048
    36 16 7 ВАЗ-2108, "Ока" Шток выбора передач 2108-1703042
    30 16 7 М. "Днепр" Педаль переключения КП МТ-804130
    30 17 7,5 М. ИЖ-П, ИЖ-Ю Коленвал, правый ИЖ-49 сб. 1-30-30'
    47 17 10 М. "Восход",“Минск” Коленвал, правый 124.000.107.301
    47 20 10 М. "Восход" Коленвал, левый 7301044
    34,8 18 9 Лодочный мотор "Нептун" - 160.259200
    40 18,7 8 "Ока" Первичный вал КП 1111-1701043
    35 19 7 М. "Минск" Ступицы колес 3.112-31176
    37 19,3 10 ВАЗ-2101...-2107,-2121 Рулевой вал 2101-3401026
    32 20 6 М. "Восход" Вал кикстартера 073.000.107.801
    32 20 7 "Газель" Рулевой вал 3302-3401022
    34 20 8,5 М. "Днепр" Вал кикстартера 75004122
    35 20 10 "Волга", ГАЗ-3307 Рулевой вал 63А-4207115
    40 20 10 М. "Урал" Вал кикстартера ИМЗ-8.101040-48
          Мотоколяска СЗД Коленвал, правый и вентилятор  
    32 21 7 М. "Карпаты", "Дельта" Вторичный вал КП Ш50-1701160
    34,5 22 6 КамАЗ Угловой редуктор РУ 864113
          ЗИЛ Винт РУ 307600-П
          УАЗ Вал червяка 469-3401069
    35 23 6 ЗАЗ, ЛуАЗ, "Москвич-412" Рулевой вал, вал сошки 965-2403100
              400-3401069
    36,5 23 6,5 М. ИЖ-П, ИЖ-Ю Ступицы колес, вал кикстартера ИЖ-П ИЖ-56 сб. 4-27
    40 24 7 “Таврия" Первичный вал КП 245.1701120
    42 24 7 АЗЛК-2141 Первичный вал КП 2141-1701033
    45 24 10 ЗАЗ, ЛУАЗ Первичный вал КП 968-1601298
    46 24 11 ЗИЛ-4314 Насос гидроусилителя РУ 309777-П
          КамАЗ   864121
    46 24 13,5 ЗИЛ-4314 Компрессор 120-3509070
    38 25 8 М. "Урал", "Днепр" ЛуАЗ Ступицы колес Полуоси 6206162-01 969М-2303100
    42 25 10 М. "Тула", "Муравей" Ступицы колес  
    45 25 8 ВАЗ-2108 Первичный вал КП 2108-1701043
    52 25 6,5 М. ИЖ-Ю Коленвал, промежуточный ИЖ-Ю сб. 1-14-11
    52 25 10 М. ИЖ-Ю Коленвал, левый ИЖ-Ю сб. 1-49
    52 25 20 М. ИЖ-П Коленвал, левый ИЖ-49 сб. 1-40-3
    62 25 8 М. ЯВА-638 Коленвал, левый 273521000917
    38 26 7 ЗАЗ-968 Полуось 966-2403100
    47 26 10 М. "восход" Ступицы колес  
    40,25 27 7 М. "Восход" Вторичный вал КП 124.000.192.601
    42 28 7 ВАЗ-2108, "Ока" Коленвал, передний; распредвал 2108-1005034
    47 28 8 ВАЗ-2101...-2107;-2121 Первичный вал КП 2101-1701043
    43 28,6 10 ВАЗ-2101...-2107;-2121 Вал сошки 2101-3401023
    45 30 8 ВАЗ-2101„.-2107;2121 Полуось заднего моста 2101-2401034
    45 30 7 "Таврия" Коленвал, передний 245.1005034
    47 30 10 ЗАЗ (агрегат 30 л. с.) Картер сцепления 965-1601298
    50 30 9 Москвич-412", ИЖ Первичный вал КП 412-1701033
    52 30 8 ЯВА-638 Коленвал, правый 274521008517
    52 30 10 ЯВА 638 Вторичный вал КП 273521008617
    451 32 8 М Урал" "Днепр Первичный вал КП 7204151 6204152
    505 32 12 УАЗ Кулак шарнира переднего моста 692401034
    44 33 10 Волга, УАЗ Вал сошки 20 3401023 Б
    4925 334 9 "Москвич 412 ИЖ Удлинитель КП внутренний 402170121004
    4925 334 95 Москвич 412" ИЖ Удлинитель КП наружный 400 2402052 05
    48 34 10 ГАЗ 3307 Вал сошки 533401023
    494 34 8 М "Урал" "Днепр" Вилка кардана 7205033
          Мотоколяска СЗД Поводок кардана и задняя ступица 6205033
    48 35 7 "Волга "Газель Первичный вал 5 ступенчатой КП 31029 1701043
    52 35 9 М ИЖ СЗД Вторичный вал КП ИЖ 49 Сб 1 47 1
    57 35 9 ВАЗ 2108 Ока" Полуоси приводов правый 2108 2301034
            левый 21 2301035
    68 358 12 ВАЗ 2101 2107 2121 Фланец хвостовика ГП 2101 240205201
    68 358 12 Нива (xxx) Фланцы переднего редуктора и КП 2121 2302052
    48 367 8 М "Урал Днепр Вторичный вал КП 6204157
              КМЗ 8157 15204156
    52 38 7 Таврия "Ока" Ступицы задние 11023104035
              1111 3104035
    56 38 10 Волга" "Газель" Удлинитель КП 24 1701210
    56 40 7 ВАЗ 2101 2107 2121 Коленвал передний (2105 - распредвал) 2101 1005034
    55 40 7 "Таврия" Распредвал 2451006085
    5715 40 10 ВАЗ 2101 2107 Ступицы передние 2101 3103038
    58 40 9 ЗАЗ 968 Ступицы передние 9663103035
    60 40 10 Таврия Полуоси приводов 2452303080
    56 41 9 АЗЛК 2141 Фланцы приводов 2141 2303034
    557 412 9 Москвич 412" ИЖ Полуось заднего моста 400240103405
          Мотоколяска СЗД Ступица передняя  
    557 42 10 Москвич 408" 2138 Коленвал передний 407 1005034
    58 42 10 ЗИЛ 4314 Вал сошки 309754 П
    62 42 10 "Москвич 412" ИЖ Коленвал передний 412100503402
    62 42 10 ЛуАЗ ЗАЗ СЗД Ступицы задние (ЛуАЗ - все) 9653104034
    62 42 10 ЗИЛ 4314 Первичный вал КП 309827 П
    68 42 10 УАЗ Фланцы хвостовиков ГП и РК 20 1701210
    75 42 10 Волга Газель Фланец хвостовика ГП 12 2402052 Б1
    65 43 3 Москвич 412 ИЖ Ступицы передние 4023103035
    70 50 10 М "Урал Коленвал 7201025
    76 50 95 ГАЗ 3307 Вторичный вал КП 51 1701211
    80 50 10 Газель Ступицы передние 3302 3103038
    72 52 10 Волга Полуоси и ступицы 12 2401060 Б
    82 54 10 ГАЗ 3307 Фланец хвостовика ГП 51 2402067
    70 55 8 Волга Газель

    (16 клапанный двиг)

    Коленвал передний 4061005034
    80 55 10 Волга УАЗ ГАЗ Коленвал передний 53 1005034
    76 553 8 КамАЗ Вал сошки 864190
    7315 56 10 Нива Ступицы передние 2121 3103038
    82 56 10 ЗАЗ (30 л с) Коленвал передний и задний 965 1005033
    80 60 10 КамАЗ - 864158
    85 60 10 УАЗ Ступицы колес 3741 3103038
    85 60 12 М "Днепр Коленвал МТ 801190
    90 64 10 ГАЗ 3307 Ступица передняя 53А 3103046
          "Газель Ступица задняя  
    90 65 10 ЗАЗ 968 ЛуАЗ Коленвал задний 9681005159
            Коленвал передний 968 1005033
    90 65 10 УАЗ 469 3151 Ступицы колес 3151 3103038
    90 70 10 ВАЗ 2101 2107 2121 Ока Коленвал задний 2101 1005160
    90 70 10 Таврия Коленвал задний 2451005160
    92 70 16 КамАЗ Фланцы валов КП 864176
            РК и ГП 864180
    100 76 11 Москвич 408 2138 Коленвал задний 4081005160
    100 80 10 ВАЗ 2108 и 16 клапанный дв. Волга "Газель" Коленвал задний 21081005160
    105 82 10 "Москвич 412" ИЖ Коленвал задний 412100516002

     

    В статье использованы материалы сайта Мотогараж

     

    Реклама
    4543image2.jpg
    © 2018 buggy-plans.ru

    Меню