Много просьб опубликовать чертеж квадроцикла. На форуме представлено много различных конструкций, но наиболее простым мне кажется квадроцикл Сергея Плетнёва, к тому же есть его чертежи. Чертежи и описание квадроцикла взяты с форума и из журнала "Моделист - конструктор" №6 за 2010 год.
Этот аппарат уже был описан ранее на нашем сайте, но теперь есть его чертежи.
Задумка построить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) возникла давно — нужна была техника, с помощью которой можно было бы тележку с грузом потаскать, на рыбалку по лёгкому бездорожью съездить, да и просто покататься членам семьи. Ну и, конечно, — получить удовлетворение от созидания.
Идей в голове было много, а вот финансов — не густо, а потому решил ограничиться постройкой заднеприводного квадроцикла, а не полноприводного. Продумал и основные технические требования к будущей конструкции: среди них — наличие заднего хода, отсутствие цепной передачи — всё-таки предполагал использовать квадроцикл не на асфальте, а большей частью на просёлочных дорогах, а также — приличная мощность и ремонтопригодность. И, естественно, невысокая цена.
Более подходящего «донора», чем мотоцикл «Урал», с задней передачей и пробегом 12 000 км, не нашёл, купил за приемлемую сумму, а от него и начал «плясать».
Поначалу сказывалось отсутствие опыта работы с мотоциклетной техникой и дело шло не так споро, как бы хотелось. Но опыт — дело наживное.
Понятно, что двигатель, а точнее силовой агрегат (в блоке с коробкой перемены передач и сцеплением), вместе с рамой использовал ураловские.
Рама в задней части изменилась незначительно — лишь сдвинуты на 40 мм назад трубы подседельных (вертикальных) стоек, к которым крепится всё тот же ураловский маятник, только теперь с приваренным жигулёвским мостом. Нижняя вилка (лучи дуплексной части рамы) сразу же за трубами подседельной стойки вместе с задними стойками отрезаны. Из труб стоек изготовил пару подкосов, которые приварил к подседельным стойкам рядом с втулками маятниковой подвески и перьям верхней подседельной вилки (перед кронштейнами крепления амортизаторов). В дополнение позднее получившиеся треу¬гольники закрыл с обеих сторон рамы косынками из 2-мм стальных пластин. В местах стыков лучей и стоек приварил ещё консоли (из водопроводной трубы диаметром 20 мм) — подножки для пассажира.
Квадроцикл на базе тяжёлого мотоцикла «Урал-2» (ИМЗ 67-36):
1—переднее управляемое колесо (от автомобиля «Жигули», 2 шт.); 2 — нижний рычаг передней подвески (труба 25x25,2 шт.); 3 —верхний рычаг передней подвески (труба 25x25,2 шт.); 4—перед¬ний амортизатор (от автомобиля «Жигули» усилен пружиной от амортизатора мотоцикла «Урал», 2 шт.); 5—передний буфер (труба 030); 6—стойка переднего багажника (труба 020); 7—-передний багажник (труба 020); S—электровеитилятор (от автомобиля ВАЗ-2108); 9—воздуховод (рези¬новый гофрированный шланг 0100, 2 шт.); 10—обтекатель (дюралюминий, лист s2); 11—руль с рулевым валом (от мотоцикла «Урал»); 12—топливный бак (от мотоцикла «Урал»); 13 — силовой агрегат (от мотоцикла «Урал»); 14—кик-стартёр; 15—аккумулятор; 16—фонарь стоп-сигнала; 17—задний амортизатор (от мотоцикла «Урал», 2 шт.); 18—глушитель (от мотоцикла «Урал», 2 шт.); 19—заднее ведущее колесо (от автомобиля «Жигули», 2 шт.); 20—задний ведущий мост (от автомобиля «Жигули»); 21 —полуось (от автомобиля «Жигули», 2 шт.); 22—-маятниковая под¬веска (от мотоцикла «Урал»); 23—карданный вал (полуось от автомобиля «Ока»); 24—шарнир (ШРУС от автомобиля «Ока»); 25—-рулевая сошка (от автомобиля «Жигули»); 26—рулевая тяга с наконечником (от автомобиля «Жигули»); 27—педаль тормоза; 28—рукоятка управления дрос¬селем карбюратора; 29—рычаг тормоза; 30—подкос заднего багажника (труба 020); 31 —рычаг выключения сцепления; 32 — педаль переключения передач; 33 — седло (от мотоцикла «Урал»); 34—задний багажник (труба030); 35 —переднее крыло (дюралюминий, лист si ,5,2 шт.); 36—зад¬нее крыло (дюралюминий, лист si,5, 2 шт.); 37—фара (2 шт.)
А вот спереди к раме приварена ещё целая конструкция из стальных тонко¬стенных труб диаметром 30 мм — до¬полнительный подрамник для крепления передней подвески. Забегая вперёд, отмечу, что из таких же труб сварил и лобовой фигурный бампер и задний ба¬гажник (передний — из трубы диаметром 20 мм).
Задний мост — от старой доброй «копейки» (ВАЗ-2101), только укорочен¬ный. Это потребовалось сделать для обеспечения компактности и сужения колеи, дабы уменьшить радиус поворота и как следствие — повысить манёврен¬ность. Для укорочения моста отрезал, отделил от него опорную чашку пружи¬ны и кронштейн и выдернул из «чулка» концевой фланец (гнездо подшипника). Затем укоротил «чулок», вновь вставил в него фланец и скрепил детали, при¬варив к ним пластинчатые накладки. На соответствующую длину (около 185 мм) укоротил и полуось. От неё тоже отрезал колёсный фланец (сразу за запорным кольцом) и просверлил в нём сквозное осевое отверстие. Под это отверстие проточил и конец стержня полуоси. Вставив стержень во фланец, на их сты¬ковочной окружности высверлил глухое отверстие так, что в каждой из деталей оказалось по полотверстия, и «забил» в него проволочную шпонку. После этого ещё проварил стык «по кругу».
Родной ураловский карданный вал не подходил к главной передаче ведущего моста, а жигулёвский — к мотоциклетной трансмиссии. К тому же, и углы между этими узлами трансмиссии оказались довольно значительными. Поэтому вал сделал собственноручно из полуосей ав-томобиля «Ока» с применением ШРУСа.
Рычаги передней подвески (а—верхний рычаг; 5—нижний рычаг; количество деталей указано применительно к одному рычагу): 1 —луч (труба25x25,2 шт.); 2—промежуточная поперечина (труба 25x25); 3 —концевая попере¬чина (труба 25x25); 4 — втулка сайлен-блока (2 шт.); 5—ушко крепления амортизатора (сталь, лист s5, 2 шт.
Передняя подвеска — самодельная, на двойных поперечных А-образных рычагах из квадратных труб сечением 25x25 мм и толщиной стенки 2 мм. По¬воротные кулаки — от «классических» (заднеприводных) «Жигулей». Верхние концы рычагов закрепляются в проуши¬нах на подрамнике, а нижние — к соот¬ветствующим шаровым шарнирам пово¬ротных кулаков.
Амортизаторы спереди — от ВАЗ-2101 скомпонованы с пружиной от «Урала». Сзади остались родные ураловские, чтобы впоследствии выявить, какие лучше: мотоциклетные или автомобильные. Тор¬мозная система использована от «Жигу¬лей», только без вакуумного усилителя и стояночного тормоза. Привод на главный тормозной цилиндр осуществляется от привычной мотоциклетной педали.
Цилиндры двигателя оборудованы принудительным воздушным охлажде нием от вентилятора печки автомобиля ВАЗ-2108. Включается он тумблером по мере надобности в условиях пониженной теплоотдачи мотора.
Колёса и шины у квадроцикла — тоже жигулёвские, только передние шины имеют дорожный рисунок протектора, а у задних ведущих колёс — он вездеходный (более «зубастый»).
Рулевое управление — смешанного типа: автомобильно-мотоциклетное. Сам руль — от мотоцикла «Урал», рычаговый. А вот далее — всё автомобильное (от ВАЗ-2105): колонка, сошка, тяги к рычагам колёсных кулаков и сами кулаки.
Квадроцикл оборудован двумя багажниками: передним и задним. Их конфигурация — это плод фантазии автора а изготовление затруднений не вызывает — это как разминка для спортсмена.
Бортовая электрическая сеть квадро¬цикла, как и у базового мотоцикла, — напряжением 12 вольт. Из электрооборудования пока установил передние фары и задний стоп-сигнал. Планирую смонтировать и указатели поворотов.
После первых же ходовых испытаний квадроцикла стало понятно, что ему необходимы большие крылья с брызговиками. Крылья изготовил из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм, а брызговики — из 5-мм резины. Консоли для крепления крыльев, выполненные из отрезков стальной тонкостенной трубы диаметром 16 мм, приваривал к раме «по месту». Крылья к ним крепил саморезами.
Технические характеристики квадроцикла примерно такие же, как и у базового мотоцикла «Урал». Скорость за счёт меньшего диаметра колёс немного снизилась, но зато тяговитость заметно собенно это чувствуется на поворотах и косогорах.
Своё предназначение квадроцикл выполняет полностью. Но справедливости ради надо отметить, что задняя зависимая маятниковая подвеска имеет ряд недостатков: таких, как жёсткость хода, большие нагрузки кручения на узел. Но зато проста в изготовлении, а на склоне лучше удерживает от сваливания на бок, что немаловажно при небольшой колее. А её неэластичность компенсируется мягкой передней подвеской. Автомобильные амортизаторы, несомненно, лучше, чем мотоциклетные. И ещё — для управления машиной всё же требуется мужская сила.
Рама квадроцикла (сварная конструкция):
1 —поперечина дополнительного подрамника (труба 020); 2—дуга подрамника правая, левая—зеркаль¬но отображённая (труба 030, 2 шт.); 3—кронштейн крепления верхнего конца амортизатора передней подвески (штампованный швеллер №3); 4—ушко проушины крепления верхнего конца рычага под¬вески (сталь, лист s5, 16 шт.); 5—подножка пассажира (стальная труба 020, 2 шт.); 6—подседельная стойка (от рамы мотоцикла «Урал», сдвинута назад); 7—подкос (от задней стойки рамы мотоцикла «Урал», 2 шт.); 8—кронштейн крепления верхнего конца заднего амортизатора (сталь, лист s5, 2 шт.); 9—кронштейн крепления сиденья (сталь, лист s5,2 шт.); 10—горизонтальная связь подрамника (труба 030); 11—рама мотоцикла; 12—силовой агрегат