Страница 1 из 4

Несколько слов о САПР

Добавлено: Сб фев 07, 2009 12:05 pm
GelioSKA
В век высоких технологий компьютер активно применяется в самых разных сферах проектирования, производства, обслуживания, диагностирования на автомобильном транспорте.

Наибольший интерес представляют Системы Автоматизированного Проектирования (далее - САПР).

Система автоматизированного проектирования (САПР) или CAD (англ. Computer-Aided Design) — программный пакет, предназначенный для создания чертежей, конструкторской и/или технологической документации и/или 3D моделей. Современные системы автоматизированного проектирования (CAD) обычно используются совместно с системами автоматизации инженерных расчетов и анализа CAE (Computer-aided engineering). Данные из СAD-систем передаются в СAM (Computer-aided manufacturing - система автоматизированной разработки программ обработки деталей для станков с ЧПУ или ГАПС (Гибких Автоматизированных Производственных Систем)).

Появление первых программ для САПР за рубежом и у нас относятся к началу 60-х годов. Отцом САПР по праву считается доктор Патрик Хэнретти. Работая в компании General Motors, он впервые разработал диалоговую (интерактивную) графическую систему подготовки производства. В 1971 году Патрик Хэнретти основал компанию MCS (Manufacturing and Consulting Services), деятельность которой оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие САПР. Все современные САПР, по мнению многих авторитетных специалистов, на 60-70% реализуют идеи, разработанные MCS. В то же время появилась и аббревиатура CAD (САПР), которую ввел Айвен Сазерленд.

С тех пор САПР претерпели колоссальные изменения. Их инструментарий расширился в разы, но в то же время работать с ними стало проще и интуитивно понятнее. К очевидным преимуществам САПР можно отнести:
- Значительную экономию времени на проектирование, создание проектной документации и подготовку к производству;
- Возможность проводить виртуальные испытания и изучать их последствия;
- Экономию средств на создание множества опытных образцов для их последующего анализа.

Одной из ведущих компаний на рынке САПР является французская компания Dassault Systèmes S.A. Основным продуктом компании является пакет CATIA (CAx-приложение). В портфолио компании входят также продукты ENOVIA, SMARTEAM, DELMIA, SolidWorks, SIMULIA, ACIS и Dymola а также eMatrix.

Из отечественных разработок можно выделить КОМПАС, T-FLEX CAD, APM WinMachine.

Правильный выбор САПР - надежное условие эффективного проектирования. При выборе САПР необходимо руководствоваться следующими критериями:
- Распространенность САПР;
- Цена САПР, её сопровождения и модификации;
- Широта охвата задач проектирования;
- Удобство работы САПР и её «дружественность»;
- Наличие широкой библиотечной поддержки стандартных решений;
- Возможность и простота стыковки с другими САПР;
- Возможность корпоративной работы.

Из этого списка следует выделить «дружественность» САПР. Это объясняется тем, что зачастую разработкой занимаются люди слабо владеющие компьютером и создание системы с понятным интерфейсом является залогом успеха производителя. Кроме того, сокращаются затраты на обучение, что немаловажно, учитывая стоимость самой системы. Следует отметить, что САПР требует значительных материальных вложений и последующего обслуживания. Цена на некоторые комплексы достигает нескольких сотен тысяч рублей.

В качестве одного из конкретных примеров применения САПР в автомобильном сервисе, можно привести организации, занимающиеся бронированием и дополнительной защитой автомобилей, сталкивающиеся с проблемами, связанными с увеличившейся массой кузова за счет установки дополнительного оборудования и обвеса. Очевидно, что подвеска, изначально рассчитанная на меньшую массу, не справляется и быстро выходит из строя. Для быстрого и качественного решения этой проблемы можно использовать САПР. В CAD создается 3D модель автомобиля, затем производится нагружение в CAE системе и проводится анализ полученных данных. На их основе делают вывод о необходимых изменениях в конструкции подвески. Таким образом, меняя различные параметры, достигают требуемой прочности и характеристик подвески. На заключительном этапе данные передаются в систему CAM, которая создает программу обработки на станки ЧПУ или ГАПС.

Кроме непосредственно инженерных задач по проектированию механизмов, САПР позволяет создавать дизайнерские решения с их последующей доводкой под требования конструкции, в которой они будут применяться. К таким решениям можно отнести аэродинамический обвес автомобиля, интерьер салона и некоторые другие.

С каждым годом уровень автоматизации растет, внедряются новые прогрессивные технологии, растут мощности вычислительных комплексов и, как следствие – скорость обработки данных. Но каков бы ни был уровень автоматизации, требуются квалифицированные инженеры, обладающие необходимыми знаниями в данной конкретной области. Ведь разрабатывает и проектирует человек, а САПР – это лишь инструмент, облегчающий работу.

Добавлено: Сб фев 07, 2009 12:13 pm
Nitro
помимо сложных функций, которые есть в любом пакете программ для проектирования следует отметить то, что по большей части все подобные программы могут существенно облегчить жизнь - если взять к примеру тот же автокад - можно просто заменить карандаш и кальки - черчение по слоям будет гораздо проще и при этом карадаш меняется на мышку. за счёт привязок можно строить очень точные двухмерные чертежи. сейчас молодёжь активно осваивает трёхмерку, все говорят что это круто и это современно. при этом большинство людей не понимает, сколько времени тратися на эту "красоту" и при этом для большинства пользователей таких систем достаточно простой планиметрии с двумя - тремя видами и обычных задачек начертательной геометрии

Добавлено спустя 18 секунд:

причём типовых задачек

Добавлено: Сб фев 07, 2009 12:28 pm
GelioSKA
Всё верно. Времени уходит дофига (особенно поначалу, когда частенько приходится переделывать заново)! Но если необходим расчёт на прочность (в общем-то не важно какой расчёт), то без модели не обойтись.
По поводу крутости. Я так не думаю. Очень часто в сети встречаются люди, которые строят модели от нечего делать. Без особых привязок к размерам, без цели. Просто сделать красивую штучку и сказать всем какой он крутой инженер-конструктор. Только цена таким горе-инженерам копеечная.
Чтобы стать действительно хорошим инженером, нужно всю жизнь учиться, а чтобы освоить программу нужно намного меньше времени. Практиковаться побольше, строить и всё будет получаться.

Добавлено: Сб фев 07, 2009 1:53 pm
rbt06
Для того что бы пользоваться САПРом,нужно очень много вводных,которые получить можно только построением модели из металла и всячески её испытать.

Добавлено: Сб фев 07, 2009 2:15 pm
GelioSKA
rbt06 писал(а):которые получить можно только построением модели из металла и всячески её испытать.
Так делают на производстве, когда есть бабло.
Я думаю так: сначала испытания виртуальные, доведение до ума конструкции. Я не думаю что на этом этапе будут серьёзные расхождения с реальностью.
Потом построение в металле и проверка реальной эксплуатацией.
Ну и затем внесение изменений, если необходимы, в виртуальную модель, проверка и воплощение этих изменений в металле.
Как вам такой вариант?

Добавлено: Сб фев 07, 2009 3:08 pm
rbt06
Вот так у нас наука не совместима с техникой!

Добавлено: Сб фев 07, 2009 3:28 pm
GelioSKA
rbt06 писал(а):Вот так у нас наука не совместима с техникой!
Поясните, пожалуйста. От таких высказываний толку ноль. Если это критика, то пусть она будет конструктивной.

Добавлено: Сб фев 07, 2009 4:21 pm
rbt06
Нет ,это не критика,Раньше были нии при них были небольшие производственные базы,наука и производство двигалось вперёд,финансировало всё это государство,потом нии прихватизировались наука пошла под офисы ,производство-территория под комерческие склады,а оборудование в чермет.
Сейчас приходишь к Умному дяде и просишь что нибудь расчитать,он тебе такой прайс вкатит,мама не горюй,а если умному дяде что то понадобиться он придет на производство,будет такая же история.вот и вся история.Расскажу про себя,работаю с архитекторами-реставраторами,вы думаете они в госты или сортамент материалов когда нибудь заглядывают,они делают умные чертежи,для примера: в конструкции необходимо использовать двутавр N15.а его прекратили выпускать в 20тых годах прошлого столетья.

Добавлено: Сб фев 07, 2009 4:28 pm
shum d
Ну про умных дядь вам массу историй на производствах расскажут, инженеры не редко выдают решения на отсутствующий инструмент и оснастку, или вообще создадут нечто несобираемое, потом слесаря сами их чертежи перекраивают.

Давайте ближе к телу, вот если бы выложили краткое описание кадов, да и с скриншотами интерфейса, вот было бы здорово.

Добавлено: Сб фев 07, 2009 4:32 pm
GelioSKA
shum d писал(а):Давайте ближе к телу, вот если бы выложили краткое описание кадов, да и с скриншотами интерфейса, вот было бы здорово.
Работаю. Это ж надо всё поставить, информацию найти, прочитать её, сделать выводы и оформить.
:mr47_04:

Добавлено: Сб фев 07, 2009 4:37 pm
Nitro
rbt06 писал(а):Вот так у нас наука не совместима с техникой!
странно, но жигули то ездят

Добавлено: Сб фев 07, 2009 4:39 pm
rbt06
В Италии фиаты тоже. :tease:

Добавлено: Вс фев 08, 2009 11:35 pm
GelioSKA
Для интересующихся.
Изучаю программку Adams, которую посоветовал Nitro (за что ему спасибо!).
Моделей подвески и рамы пока нет (надо с импортом разобраться), но сделал такую примитивную "табуретку" с пружинами и амортизаторами:
Изображение
Что можем задавать?
- Жёсткость пружин
- Величину демпфирования
- Прикладываемую нагрузку к деталям
- Массу деталей
То есть практически все параметры, которые нас интересуют при расчёте подвески. Если не устанавливать дополнительные направляющие, то конструкция после остановки колебаний складывается. Значит учитываются не только силы гравитации. Это плюс!
To be continued...

Добавлено: Вс фев 08, 2009 11:43 pm
Nitro
про адамс надо новую тему создавать

Добавлено: Вс фев 08, 2009 11:48 pm
GelioSKA
Nitro писал(а):про адамс надо новую тему создавать
:yes3:
Сделаю когда будет что показать.